24, апреля
Классная работа

Всероссийский конкурс сочинений — 2020

Опубликовано: 06.10.2020 в 15:50

Предисловие

Все слышали выражение «проще пареной репы»? Но в XXI веке без русской печи ту самую репу не так-то просто приготовить. Причем здесь репа, если речь пойдет о конкурсе сочинений? Ответ простой: современной молодежи написать текст сочинения сродни приготовлению того самого блюда (пареной репы). Сказать легко – написать не каждый отважится.

Часть 1

Конкурс сочинений

Всероссийский конкурс сочинений проводится ежегодно в начале учебного года во всех школах Российской Федерации согласно Положению, утвержденному приказом Министерства просвещения РФ, а в Свердловской области – по Положению, утвержденному приказом Министерства  образования и молодежной политики.

Основная цель конкурса: возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы; обеспечение поддержки детского и юношеского чтения.

Задачи Конкурса: создать условия для самореализации обучающихся, повышения их активности; выявить литературно одаренных обучающихся; распространить результаты литературного творчества участников Конкурса; способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.

Участниками конкурса становятся учащиеся с 4 по 11 класс. Победители и призеры определяются по трем возрастным группам (в нашей школе): 4-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы. Их работы отправляются на региональный этап, а затем на федеральный.

10 тематических направлений Конкурса были объявлены в мае 2020 года, а именно:

  • «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…» (К. Симонов): 2020 год – Год памяти и славы.
  • «Он гением блистал в бою любом…» (Дж. Г. Байрон): 290-летие со дня рождения А.В. Суворова.
  • Самый холодный материк на Земле: 200-летие открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
  • Охраняя растения, охраняем жизнь: 2020 год – Международный год охраны здоровья растений.
  • «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (Г.Х. Андерсен): от «зеленой» школы к «зеленой» планете.
  • «У математиков существует свой язык – это формулы»: 170-летие со дня рождения С.В. Ковалевской.
  • «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (К. Паустовский): юбилеи российских писателей.
  • «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (А. Герцен): юбилеи литературных произведений.
  • «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» (Альберт Эйнштейн): 2018-2027 годы – Десятилетие детства в России.
  • Человек, общество и освоение новых видов энергии: 100 лет плану ГОЭЛРО.
  • «История разведки – история страны»: 100-летие службы внешней разведки РФ.

Учащиеся могут писать сочинение в любом из предложенных жанров: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия

Оценивание конкурсных сочинений осуществляется по 4 критериям:

1) уместность, самостоятельность, оригинальность формулировки темы;

2) содержание сочинения: соответствие выбранному  направлению, теме; полнота раскрытия выбранной темы; оригинальность авторского замысла; корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов; воплощение идейного замысла;

3) жанровое и языковое своеобразие: соответствие выбранному жанру; цельность, логичность и соразмерность композиции; богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций; точность, ясность и выразительность речи; целесообразность использования языковых средств; стилевое единство;

4) грамотность сочинения: соблюдение орфографических норм русского языка; соблюдение пунктуационных норм русского языка; соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).

 

Часть 2

Итоги муниципального этапа учащихся

 МБОУ «Староуткинская СОШ № 13»

В муниципальном этапе Конкурса сочинений приняли участие 43 обучающихся с 4 по 11 класс. Незначительно, но количество участников выросло по сравнению с прошлым годом, на 4. Среди предложенных тематических направлений самыми востребованными стали следующие : «Охраняя растения, охраняем жизнь» (26%); «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…» (19%); «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (16%); Самый холодный материк на Земле (9%); «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (9%); «Он гением блистал в бою любом (7%); «У математиков существует свой язык – это формулы» (2%); «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» (2%).

Из жанров учащиеся предпочли  следующие жанры: эссе (33%), рассказ (19%), письмо (12%), дневник и сказка  (9%), слово (2%).

Следует отметить, что на Конкурс участники должны приходить подготовленными, т.е. во всеоружии. Чем же можно «вооружиться»? Прежде всего,  рекомендациями учителей-предметников, черновыми записями, цитатником, что с успехом и было сделано нашими конкурсантами. Муниципальный этап  состоялся 17 сентября 2020 года в 3-х целевых аудиториях. Затем работы были проверены членами жюри,  определены победители и призеры  в каждой возрастной группе. Но «ставить точку» было еще рано, т.к. все сочинения, отобранные на региональный этап, должны быть напечатаны и отсканированы. На это ушло немало времени.  Награждение состоится  7 октября 2020 года. Все участники Конкурса получат сертификаты, а победители и призеры – дипломы и памятные подарки.

Пришло время назвать самых лучших из лучших участников, рискнувших попробовать себя в роли, если не писателя, то хотя бы автора. На ум приходит фраза «Ведь я пока не волшебник, я только учусь». Конечно, мы все учимся: друг у друга, на своих и чужих ошибках, на примерах из жизни и литературы. И участие в Конкурсе – это шаг вперед, шаг в будущее.

Наши победители и призеры

Кощеев Дмитрий (6а) – 45 баллов из 100

Яковлева Мария (9а) – 43 балла

Сандакова Анна (10а) – 46 баллов

Мухорин Иван (11а) – 46 баллов

Галанов Глеб (6а) – 43 балла

Сандакова Екатерина (4а) – 41 балл

Тимошин Иван (11а) – 39 баллов

Ополева Анастасия (8б)- 32 балла

Грамцева Екатерина (9а) – 32 балла

 

О чем же пишут, о чем думают наши дети (маленькие и взрослые, но все же дети)? Предлагаем подборку выдержек из лучших сочинений.

Кощеев Дмитрий: «… Антарктиду считают самым белым местом в мире, потому что все осадки там выпадают в виде снега. Также этот континент считают самым высоким, потому что его высота – четыре километра над уровнем моря. А ещё он самый холодный – ну, это понятно, ведь многовековой снег и лёд в несколько слоев покрывают сушу и участки рядом с ней. Но не всё здесь так хорошо и безоблачно. Некоторые учёные считают, что, из-за парникового эффекта, в Антарктиде могут появиться первые деревья. Антарктида – это действительно прекрасное место со многими неразгаданными тайнами, над которыми надо подумать».

Яковлева Мария: «Война. Такое короткое слово, а сколько слёз и боли оно вызывает в человеческом сердце. И сколько же на свете было войн?.. Может, сто или тысяча, точное количество мы, наверное, никогда не узнаем. В истории нашей страны особенно запомнилась Великая Отечественная война. В ней приняли участие оба моих прадеда, они герои, которые смогли вернуться живыми. Но героизмом и отвагой Федотовских Александра Ивановича я восхищаюсь с каждым днём всё больше.

Это был обычный парень, впереди у него была светлая и долгая жизнь… Но, когда в 1939 году ему исполнилось двадцать лет, его призвали на срочную службу в армию в город Молотов (нынешняя Пермь). Всё изменилось. Александр Иванович хотел посвятить себя зоотехнике, а его отправили на Финскую войну. У меня в голове не укладывается, как такому молодому парню было не страшно уезжать далеко от дома и ни куда-то там, а на войну, зная, что можешь и не вернуться. Хотя во многих книгах пишут, что люди в те тяжёлые времена не думали о себе, они думали о тех, ради кого уходят на защиту: о своих детях, родителях, любимых…»

Сандакова Анна: «…Детство кончилось, а счастье всё время с тобой, только теперь ты понимаешь это чувство и знаешь, что оно обозначает. Ты идешь в поход с классом, поешь любимые песни под гитару, пьешь вкусный травяной чай с костра и думаешь только о том, как тебе хорошо. Ты обнимаешь любимого человека после долгой разлуки, и в этот момент для тебя больше ничего не важно. Яркие краски заката и рассвета, ночные поездки в машине, долгие разговоры по телефону, спонтанные прогулки, любимая песня, включенная очень громко, и просмотр мультиков из детства. Все это и множество других причин для счастья сопровождают тебя каждый день.

Ты идешь на работу. Тебе на ладошку упала капля дождя. Разве это не повод для радости? В соседнем доме лежит парализованный человек. Он никогда не сможет ощутить те чувства, что ты испытываешь сейчас, и вкусить запах послегрозовой свежести. По этому поводу Луиза Мэй Олкотт в своем произведении «Маленькие женщины» говорила: «Когда вы почувствуете недовольство жизнью, подумайте о том, чем вы обладаете, и будьте за это благодарны».

Мухорин Иван: «Здравствуй, дорогой друг!

          Я пишу тебе снова, потому что очень часто задумываюсь над одной проблемой – проблемой бездуховного существования. На самом деле, мне кажется, что над этим должен задуматься каждый человек. Но для начала, нужно разобраться, что это значит.

          Бездуховное – значит без духа, но каким духом должен обладать человек, чтобы про него нельзя было сказать, что он – бездуховная личность? Иногда я смотрю на людей и удивляюсь: «Как у них получается всегда помогать людям, поддерживать их, оставаться сильными, жизнерадостными?» А на иных смотришь, и сразу появляется отвращение к жизни, которую они ведут, и ты понимаешь, что ты не хочешь таким быть. Так получается, если у тебя есть совесть, а тех, кто глушит ее голос, вряд ли можно назвать  духовным человеком. А ведь именно совесть говорит нам, в чем смысл жизни. Думаешь, почему нам неудобно, когда мы проходим мимо нуждающихся, мимо тех, кому сейчас нужна поддержка? Это совесть, ей хочется, чтобы ты шел по той дороге, что ведет к созданию сильной личности, и не только физической, но и духовной…»

 

Послесловие

          Конкурс — 2020 позади. Впереди Конкурс – 2021. Впереди новые победы! Удачи нам всем! Есть время поработать над ошибками (как же без них!), выявить проблемы, противоречия.

Над какими же вопросами пришлось задуматься организаторам данного мероприятия? 1). Почему баллы победителей и призеров не превышают 50 из 100? 2). Почему не хватает времени на подготовку? 3). Почему авторские работы написаны без  опоры на читательский опыт (бОльшая часть)?

О начале Конкурса узнаем в мае, проводим в сентябре, а времени на подготовку все равно не хватает. Почему? Летом готовиться у детей нет никакого желания? Значит, надо усилить работу в этом направлении через родителей, через личный контакт с ребенком. За 3 летних месяца можно много чего прочитать по выбранному тематическому направлению.

Вот и получается, что участники готовиться начинают за 1-2 недели до Конкурса. В спешке, а кто-то и никак. Педагоги успевают провести  всего  1-2 консультации.   Но главное, что у детей есть желание поучаствовать, а некоторые настроены на успех с первых минут. А наша задача, задача педагогов,  поддержать, помочь, подсказать… И мы, надеюсь, на этом не остановимся!

 

Руководитель МО учителей-филологов Шульгина Т.П.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

WordPress Lessons